« На главную страницу

Глушитель – не кусок трубы!

  Выхлопная система – это один из важных элементов в автомобиле. Кроме уменьшения шума выхлопа, она предназначена и для снижения токсичности выпускаемых в атмосферу газов за счет дожигания и осаждения в корпусе глушителя вредных веществ. Тем не менее, многие покупатели, да и продавцы, по привычке считают, что главное в глушителе – это цена, и вообще, чего еще ждать от куска трубы. Делали же в советские времена в гаражах глушители из старых огнетушителей, и ничего, ездили.

  В основе работы глушителя лежит или поглощение звуковой энергии специальными звукопоглощающими материалами, или преобразование звуковой энергии в расширительных и резонаторных камерах. Современные системы выпуска отработавших газов содержат в себе и глушители, и резонаторы. Все чаще применяется звукопоглощающая набивка, изготовленная из базальтового волокна и тонких нитей из нержавеющей стали.

  Глушители и другие элементы системы выхлопа подлежат обязательной сертификации. Сертификация проводится по ГОСТ Р 41.59-2001, который основан на международных правилах ЕЭК ООН №59. При оценке системы выпуска измеряется уровень звука при разгоне автомобиля, при работе на холостом ходу, а также противодавление, создаваемое системой выпуска. Таким образом, покупая сертифицированный товар, покупатель может быть уверен, что система выпуска и шум будет правильно гасить, и двигатель не “задушит”.

  К сожалению, на рынке присутствует большое количество некачественной продукции, не соответствующее требованиям по шуму, противодавлению и коррозионной стойкости.

  Многие любители “спортивного тюнинга” считают, что если глушитель ревет, как гоночный болид, да труба , что кулак пролезет, значит, и мощи прибавляет втрое. К огорчению многих сообщим, что расхожее мнение о чудодейственном увеличении мощности двигателя за счет “заряженного”, “прямоточного” и т.п. глушителя, мягко говоря, не соответствует действительности. При установке даже настоящих спортивных глушителей и резонаторов на стандартные двигатели возможно увеличение мощности только на 2 – 3%. Немного может помочь настроенный коллектор (“паук”), но в повседневной жизни это экзотика. Чаще всего “тюнинг” заключается в установке спортивно басящего глушителя с внушительного размера выхлопной трубой.

  Проверить качество глушителя в момент покупки невозможно, и совет может быть один – покупайте сертифицированный товар известных производителей. По информации компании “АвтоХэлп”, представляющей системы выпуска известных марок Bosal и Arvin Tesh, импортируемые глушители в обязательном порядке проходят проверку на соответствие ГОСТам, о чем выдается сертификат соответствия. Наличие такого документа является гарантией подлинности продукции. А что касается выхлопных труб, то у известных фирм в арсенале имеются глушители с разнообразным дизайном труб, на все вкусы.

  Кроме этого, установка системы выпуска на специализированном автосервисе продавца снимет все проблемы и обеспечит стопроцентную гарантию. Известные фирмы выпускают все элементы систем выхлопа, включая крепеж. Многие, потратив немалую сумму на приобретение выхлопной системы, экономят на элементах подвески труб и глушителей к кузову. Последствия такой “экономии” могут быть очень разорительными, старые резиновые элементы подвески рвутся и трубы с глушителями повисают на коллекторе. В результате или обламывается фланец приемной трубы, или шпильки, не говоря о прогоревших прокладках. А замена обломанных шпилек коллектора может стоить больше нового глушителя. Так что доверяйте лучше профессионалам.

Глушитель - главная деталь выпускной системы.

Под термином глушитель обычно подразумевают или всю выхлопную систему целиком или только её заднюю часть. В данной статье мы будем употреблять слово глушитель подразумевая именно заднюю, оконечную деталь системы выпуска отработавших газов. Есть, конечно, автомобили, например различные джипы, где основной глушитель находится в середине выпускного тракта, а сзади только труба или дополнительный маленький глушитель. Такие случаи мы оговорим особо.
В подзаголовке глушитель назван главной деталью выпускной системы по той причине, что он, как правило, оказывает наибольшее влияние на уровень шума выхлопа. Чем правильней глушитель, тем тише звук. Тут же возникает вопрос - а какой глушитель тогда правильный, а какой нет? Ответ на этот вопрос и есть основная тема статьи.

Чем отличаются друг от друга различные глушители.

Производителей деталей выхлопной системы для иномарок, чьи глушители представлены на российском рынке, несколько десятков. И неискушённому потребителю порой тяжело принять решение, на продукции кого из них остановить свой выбор. Одни дешевле, другие дороже, одни красивые, вид других вовсе не внушает доверия, марка одних у всех на слуху, а названия других не говорят ни о чём. Мы не будем здесь рекламировать какие-либо брэнды, а просто расскажем о том, какие бывают глушители, и чем одни хуже или лучше других.

В первую очередь для детали выпускной системы важно качество материала, из которого она изготовлена. В производстве глушителей используются:

1) Нержавеющая сталь.

2) Аллюминированная (аллюминизированная) сталь.

3) Аллюмоцинковая сталь.

4) Обычная (чёрная) сталь.

Основная масса глушителей для иномарок изготовлены из аллюминированной стали. Эта сталь существенно лучше сопротивляется коррозии, чем чёрная, при том, что её стоимость на западе лишь ненамного выше стоимости обычной стали. По этой причине в Европе уже давно никто не выпускает глушители из обычной стали. Исключение составляют некоторые государства восточной Европы, а в их числе и Россия. Детали из чёрной стали редко служат больше одного года, тогда как изготовленные из качественной аллюминированной стали живут 3-6 лет. Здесь добавлено "качественной" потому, что многие дешёвые глушители из некачественной аллюминированной стали, а такие тоже бывают, сгорают буквально за год, что несомненно связано с её плохим качеством. К сожалению, оценить качество аллюминированной стали на глаз практически невозможно, но от чёрной отличить нетрудно - само название "чёрная" указывает на её цвет. Ещё детали из чёрной стали часто красят серебристой краской, но долговечности это не прибавляет; красят только для того, что бы глушитель не заржавел ещё до его продажи. Аллюминированная сталь имеет ровный белый цвет, как и у аллюминия. Аллюмоцинк практически индентичен с ней по качественным характеристикам, но цвет больше похож на всем знакомую оцинковку, которой кроют крыши.

Глушители из нержавеющей стали встречаются в продаже достаточно редко, в основном это оригинальные детали. Связана такая ситуация с тем, что цены на глушители из нержавейки существенно выше, а большинство людей не хотят переплачивать за то, что такой глушитель будет служить дольше. Некоторые не собираются ездить на своей машине больше 2-3 лет, а некоторые предпочтут поменять глушитель ещё раз через те же 2-3 года. По этой причине аллюминированные детали выпускаются и продаются в намного больших количествах.

Другое дело тюнинговые или спортивные прямоточные глушители - производители таких деталей стремятся сделать свою продукцию максимально красивой и надёжной, а их клиент уже готов оплатить и качество, и дизайн, и имя, поэтому в тюнинге нержавейка распространена достаточно широко. Некоторые брэнды, например APEXi, HKS, Sebring предлагают спортивные глушители исключительно из нержавеющей стали, другие, как правило менее серьёзные производители, используют нержавейку только для оконечника, а корпуса делают из аллюминированной стали.

Не менее важным качеством для глушителя является его начинка. Это только внешне детали различных фирм могут быть схожи, но, как они будут работать на машине и глушить звук выхлопа, зависит от следующих факторов, тайна которых скрыта от наших глаз под корпусом:

1) Внутреннее устройство перегородок и перфорированных труб. Соответствие глушителя по этому признаку именно той системе выпуска, которая установлена на данном автомобиле.

2) Качество звукопоглощающей набивки. Её термостойкость, плотность и устойчивость к выдуванию.

3) Объём самого глушителя.

4) Наличие второго слоя корпуса.

Стоимость детали сильно влияет на объём её продаж, а один из путей уменьшения себестоимости - упрощение конструкции. Поэтому многие производители идут по этому пути, что не лучшим образом сказывается на способности глушителя обрабатывать поток выхлопных газов. Изменение внутреннего устройства в сторону упрощения и уменьшение объёма "банки" приводит к тому, что звук выхлопа становится более громким и низким, а использование некачественного акустического наполнителя грозит быстрой потерей его звукопоглощающих свойств в следствии выгорания или просто "вылета в трубу". После чего появляется эффект барабана, который намного значительней, если корпус глушителя однослойный. При всей сложности определения качества глушителя, всё же есть несколько "секретов" которые нужно помнить при выборе глушителя.