« На главную страницу

"Пламегаситель"- что же это такое?

         И почему такое название дано детали, находящейся, как правило, сразу после приёмной трубы глушителя? Потому что это деталь, которая гасит пламя? Или это что-то другое? Скажем честно - не знаем, откуда появилось такое название у этой части выхлопной системы к тому же и зарубежные производители деталей системы выпуска не предлагают похожего названия на английском языке. Переводятся же употребляемые ими термины обычно как "предварительный глушитель"; "передний глушитель"; "резонатор". Поэтому мы не будем больше затрагивать теоретическую сторону этого вопроса, тем более и наших читателей интересует в первую очередь практическое применение полученной информации. Остановимся на таком определении пламегасителя, которое принято в России: деталь системы выпуска отработавших газов, устанавливаемая в передней части выхлопного тракта, непосредственно после приёмной трубы и, в большинстве случаев, на том же месте, где устанавливается каталитический нейтрализатор.

Какие требования выдвигаются к пламегасителю, и чем он отличается от резонатора? Пламегаситель это и есть резонатор, точнее - один из видов резонатора. В отличие от других типов резонаторов пламегаситель должен быть максимально надёжным, так как он испытывает самые большие нагрузки, по сравнению с другими деталями системы выпуска. Температура газов, вылетающих из камеры сгорания, очень велика. Скорость тоже не маленькая и наш бедный пламегаситель должен все эти газы принять, затем обработать и выпустить их в дальнейший путь уже более холодными, не такими быстрыми и, что тоже немаловажно, смешать пульсирующие потоки из каждого отдельного цилиндра в один более ровный поток. К тому же корпус пламегасителя не должен издавать посторонних звуков, к чему его принуждают бьющиеся в него газы; - всем известен звук Волги или, например, звук пустого катализатора, возникающий именно по этой причине. Помимо немалой нагрузки внутренней, на пламегаситель действуют так же вибрации, передающиеся от работающего мотора, рывки от болтающегося глушителя и ужасный соляной раствор, брызгающий зимой на разогретую деталь. Такая вот нелёгкая жизнь у пламегасителя.

Какой резонатор можно назвать пламегасителем?

Требования к пламегасителю, рассмотренные выше, влекут за собой необходимость в некоторых конструктивных особенностях его устройства. Если говорить упрощённо, то глушители шума бывают активные, где используется принцип поглощения звуковых волн, и пассивные, где звук гасится за счёт отражения звуковых волн. Употребляемый в первом случае наполнитель - базальтовое или синтетическое волокно не выдерживает большой температуры выхлопных газов в передней части глушителя и выгорает за несколько месяцев, если он защищён нержавеющей сеткой, и за несколько дней если не защищён ничем. Поэтому метод отражения более приемлем для детали, подвергающейся большому температурному воздействию.

Корпус пламегасителя должен быть обязательно двухслойным, дабы колебания внутреннего слоя гасились наружным, в противном случае сам корпус при резком ударе в него звуковой волны будет дребезжать как консервная банка. Ну и материал, из которого изготовлен наружный слой должен быть стойким к коррозии - резкие перепады температур, в сочетании с соляными ваннами, убивают за пару зим даже аллюминизированную сталь, поэтому желательно, чтобы корпус был из нержавеющей стали. Требования к материалу, из которого изготовляются внутренние части пламегасителя уже не такие строгие, так как в начале выхлопной системы, коррозия внутри практически не развивается, в отличие от задних частей, где скапливается конденсат и влага, попадающая через выходной патрубок глушителя. Так же не стоит забывать и об объёме самого пламегасителя, от которого зависит, как будут работать последующие детали (резонатор и глушитель). При не достаточном его объёме обычно в резонаторе или в глушителе при резком нажатии на педаль газа возникает дребезг и на выходе из глушителя общий уровень звука несколько выше. В случае если глушитель и резонатор прямоточного типа, дребезг обычно не так значителен.

Теперь, когда в общих чертах обозначены основные критерии, по которым характеризуется пламегаситель, мы спустимся на землю, а точнее на автосервисы и магазины авто запчастей города Москвы. В отличие от Европы, Америки или Японии, нормы по содержанию в выхлопных газах СО, СН и азотистых соединений в России намного мягче, автомобили и запчасти дороже, а средний доход у автовладельцев ниже. Поэтому желающих менять "умерший" нейтрализатор на новый очень мало - больно уж дорогая штука. И пламегаситель при таких обстоятельствах становится более приемлемым вариантом. Какие только детали не обзывают пламегасителями! Их устанавливают тысячами на любимые автомобили ни о чём не подозревающих клиентов вместо катализаторов. Самые распространённые из них: "универсальные пламегасители" - "Платиник"; "Асмет" (всё Польша); "Ферроз" (Испания); "Ассо" (Италия) "Симонс" (Финляндия), резонаторы от VW Гольф; Пассат пр-во Бозал; Валкер (Бельгия; Швеция; Турция; Польша); "Юниверсал" (Эстония); "Мармиттезара" ( Италия). Всё это в принципе однотипные детали, которые не отвечают всем выше обозначенным требованиям и не могут в полной мере достаточно качественно выполнять предназначенную им функцию, хотя в некоторых случаях клиенты остаются более-менее довольными результатом их установки. Как устроены эти детали? Все они прямоточного типа и имеют однослойный корпус из аллюминизированной стали, у одних лучшего (например Валкер) у других худшего ( Ассо; Юниверсал качества. Внутренняя перфорированная трубу из аллюминизированной или чёрной стали, набивка из базальтового или синтетического волокна, а то и из обычной минеральной ваты. Однослойный, значит потенциально дребезжащий корпус, и быстро выгорающая набивка - главный недостаток таких деталей.

Так же распространены штатные пламегасители, то есть предназначенные для конкретной марки автомобиля, производства Валкер, Бозал, Эрнст, Teш. Они лучшего качества, так как имеют двухслойный корпус, а иногда и правильное внутреннее устройство, такое же, как у оригинальных деталей.

У оригинальных деталей, предназначенных для машин без катализатора, всегда двухслойный корпус. Чаще всего они из нержавеющей стали, а глушение шума осуществляется комбинированием методов отражения и поглощения, при этом основную функцию выполняет дополнительная камера с установленным в неё диффузором в европейских автомобилях, шайбой или перфорированным конусом в японских автомобилях. Обработка потока в доп. камере осуществляется по принципу отражения, а набивка из нержавеющей сетки и базальтового волокна выполняет второстепенную в данном случае роль, и обычно после её выгорания звук меняется не сильно. Конечно же, оригинальные детали наверно самый оптимальный вариант для Вашего авто, если не принимать во внимание их немалую стоимость и частое отсутствие вообще в природе оригинальных пламегасителей на автомобили, которые выпускались только с катализаторами.

До этого момента мы рассматривали пламегаситель, как деталь, которую можно установить "приварив" или "прикрутив" на выхлопной тракт, но в Москве некоторые фирмы предлагают так же "установить пламегаситель в корпус катализатора". А это что такое? Очередное изобретение русских Кулибиных? Но на самом деле ничего необычного и требующего патентования здесь нет. Просто деталь, о которой мы здесь ведём речь, в данном случае изготавливается вручную. И этот метод наверно тоже имеет право на жизнь, тем более, что у него есть свои преимущества: деталь получается с максимально возможно большим объёмом и с нержавеющим, пусть и б\у, корпусом. Главное чтобы непосредственный исполнитель этой операции понимал, что именно он делает и был действительно способен выполнять эту достаточно ответственную и сложную работу, ведь ручная работа всё - таки.

Теперь обратимся к тюнингу. При установке тюнинговой системы выпуска прямоточного типа требования к звуку обычно несколько другие - нужен породистый, совсем не тихий звук с преобладанием низких частот - басов. Поэтому используемый для тюнинга прямоточный пламегаситель может быть более простым по конструкции - ведь устанавливаемые после него детали тоже прямоточные и поэтому здесь не требуется совсем серьёзная обработка потока. Главное что бы он был надёжным, имел двухслойный корпус и соответствующее мощности мотора проходное сечение, ну и конечно важен и внешний вид. Но, к сожалению, даже у именитых брэндов тюнинга (Supersprint, Remus, Sebring, APEXi и т.д.) почти нет в ассортименте прямоточных резонаторов с двухслойным корпусом, потому что на Западе существенно более строгий контроль за чистотой выхлопа, и более популярны там катализаторы на металлической основе с пониженным сопротивлением. Нормальным так же считается оставить после "паука" и просто штатный катализатор.

Отсутствие спроса на детали, которые можно ставить вместо катализатора, и является основной причиной тому, что западные производители не предлагают ничего такого, что попадало бы под наше определение пламегасителю.

Так как Россия страна особенная и ситуация с катализаторами несколько другая, а спрос на пламегасители поэтому достаточно большой, то ничего удивительного нет в том, что в московских магазинах и автосервисах появился достаточно большой выбор пламегасителей отечественного производства. Правда многие из них не заслуживают ни одного доброго слова, но есть и детали достойные внимания, которые по некоторым параметрам даже превосходят подобные изделия серьёзных европейских брэндов, и имеют стоимость не настолько высокую, как у западных аналогов.

Как же отличить правильные пламегасители от неправильных? Если Вы внимательно прочитали эту статью, то наверно теперь это будет не так сложно, и позволит Вам не выкидывать на ветер свои деньги.

Изображения к разделу